|
Главная
|
ДЕСАНКА МАКСИМОВИЧ — выдающийся сербский поэт, творчество которой отличают широта и философская глубина взгляда, высокая художественность, органическая связь ее музы с судьбой народа, богатство и щедрость души лирического героя. Дочь сельского учителя, она провела детство и юность в сербской провинции, природа которой, близость к жизни народа, его языку навсегда вошли в сознание художника, став источником поэтического вдохновения. Затем Белградский университет, Сорбонна, защита магистерской диссертации о Жанне д'Арк (1928), учительство в гимназии. Успех к Максимович пришел сразу, с появлением первого сборника «Стихи» (1924), отмеченного самобытностью и литой формой. Литературными образцами для нее служили сербский эпос, поэты-романтики П. Негош, Б. Радичевич, писатели-реалисты рубежа веков (П. Кочич и др.). У истоков художественного мира Максимович — народная песня и поэзия французского символизма. Поэт писала в основном верлибром с нерегулярной рифмой. Ее поэзия 30-х гг. наполнена глубоким социальным содержанием. Реалистичность изображения, живой интерес к людским горестям и надеждам, восхищение народным характером отличают стихотворения «Мои земляки», «Пассажир третьего класса», «Хлеб месят» (сборники «Новые стихотворения», 1936; «Поэт и отчизна», 1946). Строки из шедевра ее патриотической лирики, созданной в годы Второй мировой войны, стихотворения «Кровавая сказка», высечены на мемориальном памятнике жертвам фашизма в Крагуеваце. В послевоенной поэзии Максимович (сборники «Запах земли», 1955; «Пленник снов», 1960; «Говори тихо», 1961) особый успех имела книга «Требую помилования: Спор поэта с Законником царя Душана» (1964), появившаяся в период, когда казалось, что наступает закат ее творчества. Прежним мотивам и образам, к которым поэт обращалась много лет, придан здесь обобщенный философский и нравственный смысл. В этом диалоге поэта с древним сводом законов средневекового деспота автор раздумывает над проблемами современной морали. Главы, поэтически перелагающие статьи Законника, регламентирующего положение всех сословий, чередуются с авторскими выступлениями «в защиту тех, кто царю поперек пути», «в защиту оклеветанных зверей» и т. д. Перекличка веков видится диалогом двух моралей: морали, порожденной подавлением личности, и высокой нравственности гуманиста, уважающего самоценность человека. 70—80-е гг. были для Максимович временем необыкновенной творческой активности (сборники «Нет больше времени», 1973; «Летопись потомков Перуна» и «Стихи из Норвегии», 1976; «Ничья страна», 1979; «Слово о любви» и «Рубежи памяти», 1983). В книге «Летопись потомков Перуна» поэт, исторически и этнографически достоверно воссоздавая атмосферу жизни балканских народов в эпоху введения там христианства, утверждает бессмертие объединяющих людей начал. Военный конфликт — это столкновение старого и нового, а темы войны и мира — это и вечные вопросы добра и зла, свободы и насилия, преступления и наказания. В стихах Максимович этих лет звучат мотивы, свойственные ее лирике: острота чувства времени, быстротечность молодости и счастья, смысл земного бытия, судьба, творчество. Личные утраты определили автобиографичность сборника «Ничья страна». Прощальная исповедь 80-летнего человека вырастает в сложную картину мира, созданную мужественным художником, плененным красотой и величием жизни. «Нет времени на длинные фразы и долгие разговоры» — строка из программного стихотворения Максимович 70-х гг. «Нет больше времени» — словно определяет новые качества ее поэзии: предельную искренность и интимность. В цикле стихов, посвященных памяти близких, лирическая героиня обращает свой взор к России, которую она искренне любит, — это родина умершего мужа. Сборник Максимович, вышедший в год ее 85-летия, «Слово о любви», подтвердил удивительную жизнестойкость поэта; художник-романтик, она с особой остротой ощущает таинственность мира и неисчерпаемость жизни. В этот период элегий лирика Максимович пережила новый взлет — в 1987 г. вышли два ее сборника: «Бабье лето» и «Фестиваль снов», составленные из сонетов. В них звучат мотивы стоицизма, лирический герой — внутренне богатая личность, осознавшая неотвратимость и близость конца. Сонеты прочитываются как дневник воспоминаний о долгой жизни, оборачивающейся однажды летописью потерь.
Произведения Стихотворения / Сост. О. Кутасова; Предисл. В.Огнева. — М.: Худож. лит., 1971. — 389 с.; Избранное / Сост. О. Кутасова; Предисл. С. Раичковича. — М.: Худож. лит., 1977. — 479 с. — (Б-ка югославск. лит.); Слово о любви / Предисл. Н. Кореневской. — М.: Худож. лит., 1988. — 365 с. Сабране песме. — 3. изд. у 6 юьига. — Београд: Нолит, 1985. Михољско лето. — Београд: Просвета, 1987. — 95 с.; Сајам речи. — Ваљево: Универзитетска ријеч, 1987. — 87 с. Литература Десанка Максимовић: Живот, песме, критике / Припремио М.Блечић. — Београд: Слово љубве, 1978. — 238 с.; Blečič М. Desanka Maksimovič — život praéen pesmom. — Beograd: Delta press, 1978,— 158 s.; Dordevič Lj. Pěsničko dělo Desanke Maksimovič. — Beograd: Beogradskog univ., 1973. — 501 s.
http://culture.niv.ru/doc/literature/world-encyclopedia/581.htm
|
Покаяние Лишь ныне, в рабстве, вижу, Лишь ныне, когда уроды Дни, потерянные навеки, Пер. М.Павловой Балканец Я не стыжусь, Вы и родным сыновьям далеки, А мы живем по обычаям грубым и старым: У вас впрямь для всякого случая У вас целые своды ...Наш народ и жжет, и режет, Пер. Б.Слуцкого Сербия в сумерках Сербия в сумерках ранних всплывает мягко и нешумливо - Сербия высоты чуть страшится, но поднимается все же Сербия вспенивает над мглой сияющей вершины горные Сербия наполняется, как старый лес, мерцаньем странным Сербия кроткая плавно парит, до краев полна Пер. В.Корчагина
|