Десанка Максимович
 

Главная

Политики

Полководцы, военные

Революционеры

Рядовые

Писатели, поэты

Композиторы

Художники

Ученые

Философы

Другие выдающиеся деятели

Исторические события

Форум

Ссылки

 

ДЕСАНКА МАКСИМОВИЧ
(ДЕСАНКА МАКСИМОВИЋ. 1898-1993)

Десанка Максимович, югославская поэтесса— выдающийся сербский поэт, творчество которой отличают широта и философская глубина взгляда, высокая художественность, органическая связь ее музы с судьбой народа, богатство и щедрость души лирического героя. Дочь сельского учителя, она провела детство и юность в сербской провинции, природа которой, близость к жизни народа, его языку навсегда вошли в сознание художника, став источником поэтического вдохновения. Затем Белградский университет, Сорбонна, защита магистерской диссертации о Жанне д'Арк (1928), учительство в гимназии.

Успех к Максимович пришел сразу, с появлением первого сборника «Стихи» (1924), отмеченного самобытностью и литой формой. Литературными образцами для нее служили сербский эпос, поэты-романтики П. Негош, Б. Радичевич, писатели-реалисты рубежа веков (П. Кочич и др.). У истоков художественного мира Максимович — народная песня и поэзия французского символизма. Поэт писала в основном верлибром с нерегулярной рифмой. Ее поэзия 30-х гг. наполнена глубоким социальным содержанием. Реалистичность изображения, живой интерес к людским горестям и надеждам, восхищение народным характером отличают стихотворения «Мои земляки», «Пассажир третьего класса», «Хлеб месят» (сборники «Новые стихотворения», 1936; «Поэт и отчизна», 1946). Строки из шедевра ее патриотической лирики, созданной в годы Второй мировой войны, стихотворения «Кровавая сказка», высечены на мемориальном памятнике жертвам фашизма в Крагуеваце. В послевоенной поэзии Максимович (сборники «Запах земли», 1955; «Пленник снов», 1960; «Говори тихо», 1961) особый успех имела книга «Требую помилования: Спор поэта с Законником царя Душана» (1964), появившаяся в период, когда казалось, что наступает закат ее творчества. Прежним мотивам и образам, к которым поэт обращалась много лет, придан здесь обобщенный философский и нравственный смысл. В этом диалоге поэта с древним сводом законов средневекового деспота автор раздумывает над проблемами современной морали. Главы, поэтически перелагающие статьи Законника, регламентирующего положение всех сословий, чередуются с авторскими выступлениями «в защиту тех, кто царю поперек пути», «в защиту оклеветанных зверей» и т. д.

Перекличка веков видится диалогом двух моралей: морали, порожденной подавлением личности, и высокой нравственности гуманиста, уважающего самоценность человека. 70—80-е гг. были для Максимович временем необыкновенной творческой активности (сборники «Нет больше времени», 1973; «Летопись потомков Перуна» и «Стихи из Норвегии», 1976; «Ничья страна», 1979; «Слово о любви» и «Рубежи памяти», 1983). В книге «Летопись потомков Перуна» поэт, исторически и этнографически достоверно воссоздавая атмосферу жизни балканских народов в эпоху введения там христианства, утверждает бессмертие объединяющих людей начал. Военный конфликт — это столкновение старого и нового, а темы войны и мира — это и вечные вопросы добра и зла, свободы и насилия, преступления и наказания. В стихах Максимович этих лет звучат мотивы, свойственные ее лирике: острота чувства времени, быстротечность молодости и счастья, смысл земного бытия, судьба, творчество. Личные утраты определили автобиографичность сборника «Ничья страна».

Прощальная исповедь 80-летнего человека вырастает в сложную картину мира, созданную мужественным художником, плененным красотой и величием жизни. «Нет времени на длинные фразы и долгие разговоры» — строка из программного стихотворения Максимович 70-х гг. «Нет больше времени» — словно определяет новые качества ее поэзии: предельную искренность и интимность. В цикле стихов, посвященных памяти близких, лирическая героиня обращает свой взор к России, которую она искренне любит, — это родина умершего мужа.

Сборник Максимович, вышедший в год ее 85-летия, «Слово о любви», подтвердил удивительную жизнестойкость поэта; художник-романтик, она с особой остротой ощущает таинственность мира и неисчерпаемость жизни. В этот период элегий лирика Максимович пережила новый взлет — в 1987 г. вышли два ее сборника: «Бабье лето» и «Фестиваль снов», составленные из сонетов. В них звучат мотивы стоицизма, лирический герой — внутренне богатая личность, осознавшая неотвратимость и близость конца. Сонеты прочитываются как дневник воспоминаний о долгой жизни, оборачивающейся однажды летописью потерь.

Десанка Максимович, югославская поэтесса

Произведения

Стихотворения / Сост. О. Кутасова; Предисл. В.Огнева. — М.: Худож. лит., 1971. — 389 с.; Избранное / Сост. О. Кутасова; Предисл. С. Раичковича. — М.: Худож. лит., 1977. — 479 с. — (Б-ка югославск. лит.); Слово о любви / Предисл. Н. Кореневской. — М.: Худож. лит., 1988. — 365 с. Сабране песме. — 3. изд. у 6 юьига. — Београд: Нолит, 1985. Михољско лето. — Београд: Просвета, 1987. — 95 с.; Сајам речи. — Ваљево: Универзитетска ријеч, 1987. — 87 с.

Литература

Десанка Максимовић: Живот, песме, критике / Припремио М.Блечић. — Београд: Слово љубве, 1978. — 238 с.; Blečič М. Desanka Maksimovič — život praéen pesmom. — Beograd: Delta press, 1978,— 158 s.; Dordevič Lj. Pěsničko dělo Desanke Maksimovič. — Beograd: Beogradskog univ., 1973. — 501 s.

 

http://culture.niv.ru/doc/literature/world-encyclopedia/581.htm

 

Десанка Максимович, югославская поэтесса

Покаяние

Лишь ныне, в рабстве, вижу,
Насколько была твоею.
Во мне красоты твоей доля
И твоего уродства.
Ветка я на осине,
Это я вижу ныне,
Когда многие тебя позорят.

Лишь ныне, когда уроды
Плюют в лицо тебе с бранью,
Когда лучшие гибнут в эту годину,
Когда от тяжести гнутся
Гор твоих крестьянские спины,
Когда нет памятника, нет камня,
Не подвергшихся поруганью,
Лишь ныне вижу, как ты прекрасна
И как близка мне.

Дни, потерянные навеки,
Позором меня заклеймили,
Дни, когда о тебе забывала,
Погрязая в мелких заботах,
Как какая-то чужестранка.
Нынче вижу - я виновата,
Что врага к тебе допустила,
Одним из убийц твоих стала.

Пер. М.Павловой

Балканец

Я не стыжусь,
Что, по вашим словам,
Я варвар с Балкан,
Края грязи и бури.
Что же, послушайте
О неведомой вам
Нашей особой культуре.

Вы и родным сыновьям далеки,
Вы за свой стол не посадите
Каждого-всякого,
Вы все поверяете испытующим взглядом;
Вы даже можете выпить,
Не угостив стоящего рядом.

А мы живем по обычаям грубым и старым:
Не откажем в ночлеге и незнакомым,
Поцелуемся даже с незваным,
Ради гостя готовы хоть в бой.
Каждый из нас целое племя
Друзей и родичей ведет за собой.
У вас действительно
Миллионы распятий,
У каждого свое
И сверх того - на дорогах в поле, в школу, в тюрьму;
А у нас верующие
Носят бога в сердце
И тихо, словно во сне, молятся ему.

У вас впрямь для всякого случая
Мотор и машина,
Вы все рассчитали и все измерили,
Изобретения ваши - на удивление;
А у нас до сих пор старинные орудия,
Но зато все натуральное, как глина,
И здоровое:
И смерть, и жизнь, и рождение.

У вас целые своды
Правил и наставлений о свободе,
Что желает, то и болтает
Всякий и обо всем;
А мы по неписанным законам,
Подражая в порядках природе,
Живем свободные,
Схожие с ветром, водой и огнем.

...Наш народ и жжет, и режет,
когда он в гневе и боли,
Но мы никогда не считали,
Что вся земля наше поле;
Мы вынести не способны,
Чтоб из-за нас страдали
И племена из джунглей;
Пусть нас числом немного -
У нас душа большая.

Пер. Б.Слуцкого

Сербия в сумерках

Сербия в сумерках ранних всплывает мягко и нешумливо -
Будто раны бинтует наши.
Кто бы подумал, что сердцем, каждой окровавленной нивой
Бунты она вынашивает?

Сербия высоты чуть страшится, но поднимается все же
Под облака мутно-розовые
И дрожит в серебряной мгле, становясь похожей
На трепетные кроны березовые.

Сербия вспенивает над мглой сияющей вершины горные
Сиреневым цветом.
Кто бы подумал, что тяжелые, черные
Хмурятся нивы в сиянии этом?

Сербия наполняется, как старый лес, мерцаньем странным
в часы вечерние:
Будто за каждым склоном туманным
Свой месяц восходит, источая свечение.

Сербия кроткая плавно парит, до краев полна
Целительной мглою млечной.
Кто бы подумал, что эта страна
Способна к борьбе, непрестанной, вечной!

Пер. В.Корчагина

 

Hosted by uCoz